наверх

Контроль топлива

Заказать звонок
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые указаны на изображении.
скрыть
+7 (7212) 980-980

Какие методы контроля топлива существуют

    Рынок заполонило огромное количество предложений решений задачи: контроль топлива. Но под общим названием зачастую предлагаются совершенно разные технологии и решения. Неискушенному покупателю зачастую далекому от темы автотранспорта сложно бывает сделать правильный выбор. Сегодня мы вам представим обзор рынка. И постараемся описать какие бывают решения, и какие плюсы и минусы каждый из них имеет.

    Итак, все системы контроля топлива можно разделить на две большие группы. Первые позволяют контролировать расход топлива косвенным методом, вторые позволяют контролировать фактический расход топлива.



    1. Косвенный метод контроля топлива

    Он основан на принципе определения фактического пробега машины, к которому применяются нормы расходы топлива. Для этого достаточно приобрести GPS трекер. Фактически этот метод дублирует контроль расхода топлива по штатному одометру, и исключает искажения данных по пробегу.

    Бесспорным плюсом этой технологии является низкая цена решения. На рынке есть огромное количество GPS трекеров и компаний оказывающих услуги спутникового мониторинга.

    Недостатков этого методов гораздо больше и мы остановимся на трех главных:
    Первый. Нормы расхода т/с могут сильно отличатся от фактического расхода топлива и обычно сильно завышены.
    Дело в том, что проблема хищения ГСМ наиболее злободневна для грузовых машин и спецтехники. А на этих машинах расход топлива зависит от множества факторов, и может варьироваться плюс минус 20% от средней нормы. Какие это факторы? Это вес перевозимых грузов, тип дорожного полотна, работа навесного оборудования, холостой ход и т.д. Персонал без проблем может воровать ГСМ и при этом укладываться в норму. А если и допускают перерасход, то всегда найдут причину из выше перечисленных, которую нельзя проверить.

    Второй. Пробег не всегда отражает фактическое время работы двигателя.
    Для спецтехники гораздо более важным параметром чем пробег, является работа двигателя, которая считается в моточасах. Для чего это делается? Возьмём к примеру экскаватор. Он фактически может весь день простоять на одном месте, но при этом работать и потреблять топливо. Gps трекер будет определять стоянку, хотя двигатель работает и потребляет топливо! Большая часть топлива на спецтехнике потребляется на холостом ходу, и без учета моточасов определить расход топлива невозможно.

    Третий. Отсутствует возможность регистрировать факт хищения топлива.
    Воровство топлива в основном производится двумя способами. Первый - это недолив в бак, во время заправок. Второй - это прямой слив топлива с бака. При использовании косвенного метода расхода топлива фактические злоупотребления персонала не определяются, и даже если имеет место быть превышение расхода топлива, доказать вы это не сможете! Водитель всегда найдёт оправдание повышенному расходу, такие как: перегруз, холостой ход, износ покрышек и т.д.

    Вывод. При всей своей привлекательности по цене, gps трекер не является эффективным инструментом в борьбе с хищением топлива. Его применение допускается только для контроля топлива на легковых машинах, где вероятность сливов топлива минимальна и основные злоупотребления связанны с указанием недостоверных пробегов в путевых листах.



    2. Системы контроля топлива

    Для контроля фактического расхода топлива применяются всевозможные датчики топлива, которые подключаются к GPS трекеру. Датчики топлива делятся на 2 вида: проточные и уровнемеры.

    Проточный датчик топлива работает по тому же принципу, как и счетчик учета воды. Он врезается в топливную магистраль от бака в двигатель и считает фактическое количество топлива, который проходит через него. Главное преимущество этого датчика - высокая точность измерения количества проходящего топлива. Но в этом преимуществе скрыты и его же главные недостатки.

    Во-первых, проточные датчики врезаются в топливную магистраль и не учитывают фактор «обратки» на дизельных т/с. «Обратка»- это часть дизельного топлива, которая не сгорела в двигателе и по обратному клапану возвращается в бак. То есть не все топливо, что проходит через датчик, сгорает в двигателе и не является фактическим расходом топлива.

    Во-вторых, это прямое вмешательство в работу топливной системы машины, которая приводит к падению давления подачи топлива. На большинстве современных машин стоят бортовые компьютеры, которые определяют это падение давления как ошибку и блокирую работу двигателя.

    В-третьих, эти датчики очень чувствительны к качеству топлива. И если топливо загустеет от холода или датчик забъется песком и прочими примесями, подача топлива прекратится и двигатель перестанет работать.

    В-четвертых, проточный датчик не фиксирует фактические заправки и сливы топлива.

    Вывод: Проточные датчики не фиксируют фактический расход, заправки, сливы а также очень капризны при эксплуатации. Все вышеперечисленные факторы не позволили проточным датчикам получить широкое применения и на сегодняшний день практически не используются.



    3. Датчики уровня топлива

    Наконец мы переходим к описанию самого популярного и распространенного метода контроля топлива через применение датчиков уровня топлива. Уровнемеры работают по следующему принципу. Датчик в форме трубки устанавливается в центре бака и калибруется. По изменению уровня топлива датчик определяет факт заправки/слива и фактический расход топлива. Современные датчики топлива очень умные и позволяют определять причину перепада уровня топлива, отличая сливы от колыхания топлива во время движения транспорта. Основные преимущества ДУТов:

    Первое, ДУТы не вмешиваются в работу топливной системы. Все вмешательство заключается в высверливании отверстия в верхней крышке бака. Даже если ДУТ выйдет из строя, это не повлияет на работоспособность транспортного средства, в отличие от уровнемеров.

    Во-вторых, ДУТы регистрируют факт заправки и сливов. Применение ДУТов позволяет выявлять конкретные факты сливов/заправок, а именно: время, место, количество заправленного/слитого топлива. Если при этом ДУТ зарегистрирован как средство измерения, то эти данные имеют юридическую силу и Вы можете через суд взыскать ущерб.

    В-третьих, ДУТы показывают фактический расход топлива с учетом «обратки». Современные ДУТы благодаря сложным алгоритмам считывания данных позволяют достаточно точно измерят фактический расход топливо с погрешностью не более 3%. Более того ДУТы умеют распределять расход в движении, на холостом ходу, под нагрузкой и т.д. Это позволяет не только исключить хищение топлива, но и вести оптимизацию расхода топлива, контролируя режим работы двигателя.
    Вывод: В силу простоты в использовании и богатому набору возможностей датчики уровня топлива стали отраслевым стандартом на рынке мониторинга транспорта. Более 75% машин, оборудованных навигационными решениями, оборудованы ДУТ.